В прошлом году Леманн купил своего главного конкурента — такого же раздутого транснационального монстра компанию ЗАВ Mille*** за $107 млрд. Объединившись, они образовали небывалое для индустрии и недосягаемое для конкурентов чудовище с общей долей рынка в 30%. То есть прибыль с каждой третьей бутылки пива, проданной в мире, идет в карман старика Леманна и его партнеров. Понятно, что выиграть конкуренцию на рынке у такой огромной корпорации невозможно. Однако аналитики считают, что для бизнеса АВ InB*** остается последняя и самая главная угроза. Имя ей — крафтовое пиво.
Большие компании долгое время пренебрежительно относились к микропивоварам, но теперь им не до шуток — более 10 тысяч крафтовых пивзаводов по всему миру ежегодно наращивают производство и сейчас их общий годовой объем достиг $50 млрд.И эти деньги не взялись из воздуха пивные «малыши» отобрали их у крупнейших мировых корпораций. Как им это удалось? Просто миллионы вчерашних потребителей Bud поняли, что все эти годы их жестко обманывали, подсовывая под видом пива безвкусную дрянь, в то время как вокруг есть сотни необычных видов пива.
Разумеется, у всех вкусы разные — кто-то любит мощную IРА, от горечи которой сводит челюсти, а кто-то терпеть ее не может. Есть фанаты стаутов, и те, кому они не нравятся, и так далее. Но смысл в том, что крафт всегда дает потребителю выбор и свободу, а пивные гиганты подменяют выбор между разными вкусами выбором между разными брендами. А это большая разница: выбор и его иллюзия.
Крафт, без ложного пафоса, стал спасением практически уничтоженной пивоваренной индустрии. Люди варили пиво еще тысячи лет назад. Полтора века назад это начало превращаться в более менее крупный бизнес. Однако тогда каждый пивоваренный завод имел собственные рецепты, собственные фишки. С появлением транснациональных компаний необходимость в фишках отпала. Специфика такого бизнеса, не сделать продукт интереснее, чем у конкурентов, а получить максимальную прибыль при минимизации издержек. Сейчас бутылка обычного пива от «лидеров индустрии» стоит 50-60 руб на полке. Подумайте, какова ее реальная себестоимость, из чего вообще сделана эта жидкость. В эту цену, помимо себестоимости и прибыли компании заложены миллионы долларов, вложенные в рекламные компании, миллионы, инвестированные в торговые сети, чтобы бутылка «Балти***» или «Клинск***» была в каждом магазине и стояла на самом видном месте.
Не случайно, основной объем всех больших пивоваренных компаний представляют лагеры — самый нейтральный из всех существующих сортов пива. У большинства лагеров, выпускаемых транснациональными компаниями, вкус выражен слабо, зато он мало у кого вызывает отторжение: «пиво — и пиво». Это такой апофеоз серости, усредненности и отсутствия фантазии.
Но телевизор докажет тебе, что напившись этого пива, ты поймешь, что можешь прокачать тусу дома, осознаешь, что нам есть чем гордиться и что все это сварено хорошечно. На самом деле, тебе просто впаривают откровенный фейк и промывают мозги. Не ведись!
«Большие рекламные компании пивоваренных гигантов — это просто дерьмо собачье! Если они вбухивают миллионы фунтов на рекламу, которая должна заставить людей пить их пиво, можно предположить, что эти деньги они сэкономили на самом процессе пивоварения», — говорилось в заявлении шотландских флагманов крафтовой революции из компании BrewDog.
Транснационалы уже начали тратить миллионы и на борьбу с «крафтовой угрозой». Поначалу они скупали наиболее перспективные, по их мнению, крафтовые компании — заваливали их владельцев деньгами и поглощали, как киты планктон. Это оказалось напрасной тратой денег — на месте купленных крафтовых пивоварен вырастали новые, с еще большим и интересным ассортиментом и потребители переходили к ним. Затем, пивные монстры переключились на свою любимую тактику — фейков и ложных сущностей. Они вводили в свой ассортимент новые марки, копирующие крафтовые бренды — с яркими этикетками, в актуальных стилях. Но этот обман был легко раскрыт потребителями.
Конечно, у больших компаний достаточно денег, чтобы сварить крутую АРА или RIS. Но их проблема в том, что они не способны сделать их яркими — они заточены на гигантские аудитории, поэтому стараются делать пиво, которое «понравится всем». В итоге пэйл эли у них получаются водянистыми и совсем не горькими, стауты — не плотными и т.д. Такие подделки «под крафт» получили на рынке название «крафти». Да вы их видели — те же «амурские тигры» и «Бурые медведи» от той же АВ InB***.
Бессилие перед наступлением крафтовой революции вызывает у транснационалов настоящую истерику. В 2015 году бренд Budweis*** сделал главным слоганом своей рекламной кампании во время проведения СуперБоула (финала лиги НФЛ — американский футбол) «Горд быть макропивоваром» (Proud to be Macrobrewer). Смысл рекламы сводился к тому, что серьезные нормальные люди пьют серьезное пиво большой компании, в отличие от фриков и маргиналов, которые в это время «посасывают свой тыквенно-персиковый эль, сваренный обдолбанными дилетантами».
Крафтовая революция в Москве начиналась в центре — первые бары открывались в районе Тверской, Дмитровки, Цветного, Замоскворечья и т.д. Там их до сих пор полно. А мы с самого начала решили сделать ставку на районы, где живут люди. Не работают, а именно живут. На «спальники» (какое ж все-таки идиотское слово))).
Вы спросите, в чем принципиальная разница между нами и теми, кто продает пиво в центре? Понятно, что в центре выше аренда. Но главная штука в другом. Начав открывать точки, мы обнаружили, что 465 становились центром притяжения для людей в районах. При этом интересных людей — ведь крафт выбирают те, у кого есть вкус, люди, которые интересуются чем-то новым.
Все наши точки — это живые места. Мы знаем лично почти всех наших клиентов, а посетители знакомы друг с другом. Ну а что происходит во многих барах центра города? Народ либо уныло тупит в свои смартфоны, либо мрачно напивается с коллегами по работе. А здесь у нас знакомятся соседи — люди, которые годами жили в соседних домах и не знали как друг друга зовут, становятся друзьями, начинают мутить какие-то общие темы.
В Британии есть такое понятие neighborhood — социальная общность людей, которые живут по соседству. В центре таких нейборхудов всегда были пабы, где люди, за кружкой пива встречались, общались, влюблялись и ссорились. В современной Москве, где миллионы людей живут по сути разобщено, без каких-либо социальных связей в границах места проживания, наши точки выполняют эту важную функцию. И мы реально этим гордимся. Мы считаем, что то, что мы делаем — не просто тупо бизнес, зарабатывание денег. Это важное дело. Для Москвы. Для конкретного района.
Потому что крафт — это всегда выбор и свобода. А свобода, как говорил известный любитель пива, премьер МИНИСТР ДМИТРИЙ «Димон» Медведев, это лучше, чем несвобода.